Полезная информация

Претензионный порядок: что нового?

Недавно Верховный суд принял новые разъяснения о досудебном порядке разрешения споров. Речь идёт о ситуации, когда, прежде чем обратиться в суд, надо направить другой стороне претензию. Что в нём есть полезного для бизнеса и для обычных граждан?

Самое важное для бизнеса: претензию можно направить по электронной почте, а также сообщением в мессенджерах и социальных сетях (ликуйте поклонники WhatsApp). Сделать это можно при хотя бы одном из двух условий: (1) такой порядок общения между сторонами закреплён в их договоре, либо (2) данный способ переписки является обычной сложившейся практикой между сторонами и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся этим же образом.

Для того, чтобы доказать факт направления претензии этими способами сделайте так: распечатайте скриншоты сайта с указанием адреса интернет-страниц, напишите дату и время и заверьте своей подписью и печатью.

Самое важное для граждан  

(1) В ряде случаев до того, как идти в суд надо направить претензию: (а) если вы предъявляете иск к почте или оператору мобильной связи, (б) страховщику по ОСАГО, (в) к туроператору по качеству тура, (г) к банку на сумму до 500 000 руб. – в этом случае надо сначала подать жалобу финансовому уполномоченному.

Во всех иных случаях претензию направлять не обязательно, даже если условие об этом есть в договоре.

(2) Направлять претензию продавцу до суда не обязательно, однако желательно, так как только в этом случае вы сможете взыскать с продавца штраф в размере 50% от присуждённых вам судом сумм.

(3) Если вы направили продавцу требование вернуть деньги за некачественный товар, он отказал, и вы с тем же требованием обращаетесь в суд, то в иске надо просить «признать договор расторгнутым».