Как расторгнуть договор, заключённый на невыгодных условиях?

Мой клиент давно мечтал о новом автомобиле, поскольку старый пришлось продать, так как деньги нужны были на дорогостоящую операцию на сердце. В интернете он увидел рекламу одного московского автосалона о продаже автомобиля «Ford Focus» по очень выгодной цене и с предложением автокредита на выгодных условиях. Недолго думая мой клиент покупает авиабилеты и вместе с племянником летит в Москву за машиной своей мечты!

В день прилёта мой клиент сразу же поехал в автосалон. Он очень долго искал его. Последний оказался расположенным на окраине г. Москвы без каких-либо вывесок и опознавательных знаков. Прибыв в автосалон, мой клиент узнал, что на автомобиль, за которым он приехал, скидки не распространяются и что банк не одобряет кредит на автомобили 2013 г. Сотрудники автосалона предложили моему клиенту автомобиль Kia Rio 2014 года выпуска.

Мой клиент решил согласиться и приобрести предложенный автомобиль. Он подписал договор купли-продажи и кредитный договор. Во время подписания кредитного договора с банком на покупку автомобиля менеджер не предоставила моему клиенту возможность тщательно ознакомиться с его содержанием. Кроме того, подписание всех документов происходило уже около 22 ч. по московскому времени, когда рабочий день автосалона два часа как закончился.

В октябре 2014 г. в автосалонах г. Краснодара автомобиль Кия Рио 2014 г. в. в комплектации «Престиж» стоил около 619 900 рублей, а в автосалоне в Москве предложили купить за 770 000 рублей. Как уже впоследствии понял мой клиент, данная сумма включала собственно стоимость автомобиля, также проценты по кредиту, размер страховой премии по страхованию жизни и здоровья и размер страховой премии по страховке КАСКО.

При подписании договора менеджеры автосалона говорили моему клиенту, что страховка КАСКО идёт в подарок, если он приобретёт дополнительные опции на автомобиль (сигнализация и дополнительное техобслуживание). Потом выяснилось, что стоимость КАСКО включена в размер кредита. Кроме того, при заключении договора купли-продажи автомобиля и оформления кредитного договора в автосалоне моего клиента заверили, что размер процентов по кредиту будет составлять 6,2%, что составит ежемесячный платёж по кредиту 6 000 рублей. Однако уже по дороге домой, хорошо изучив все подписанные договоры мой клиент увидел, что эти договоры предусматривают оплату процентов в размере 16% с выплатой 14 000 рублей в месяц.

При оформлении кредита моего клиента также обманным путём заставили указать доход в большем размере, чем он был в действительности: 60 000 рублей вместо 20 000 рублей.

В день подписания всех документов и передачи автомобиля моему клиенту не выдали оригинал ПТС, объясняя это тем, что в автосалоне нет оригинала ПТС, он находится на их складе. Впоследствии мой клиент неоднократно звонил в автосалон с просьбой выслать оригинал ПТС на приобретённый автомобиль, но получил только через две недели после покупки автомобиля.

В результате обманных действий сотрудников автосалона мой клиент заключил договор купли- продажи автомобиля на крайне невыгодных кабальных для себя условиях. У него тяжелое материальное положение. По состоянию здоровья он является инвалидом 3-й группы, в связи с чем выплата кредита в сумме 14 000 в месяц — непосильная ноша.

Клиент обратился ко мне за помощью с просьбой помочь правовым путём получить от автосалона оригинал ПТС и расторгнуть кредитный договор с банком.

Первое, что я посоветовала сделать своему клиенту — подготовить и отправить претензию в адрес московского автосалона с просьбой расторгнуть договор купли-продажи автомобиля.

Поскольку письменного ответа автосалона на претензию не последовало, я порекомендовала клиенту обратиться в суд по месту его регистрации со следующими требованиями:

  • расторгнуть договор купли-продажи автомобиля между М. и автосалоном;
  • взыскать с автосалона в пользу М.
 — оплаченные в качестве первоначального взноса денежные средства;

 — неустойку;

 — расходы на перелёт из Краснодара в Москву туда и обратно;

 — компенсацию морального вреда;

 — штраф в размере 50% от размера удовлетворённых требований истца.

3) обязать вернуть банку денежные средства, перечисленные с кредитного счета М. в оплату по договору купли-продажи автомобиля;

4) расторгнуть кредитный договор, заключенный между М. и банком;

5) расторгнуть договор залога транспортного средства между М. и банком.

При подаче иска я просила суд в качестве обеспечительной меры наложить арест на денежные средства, находящиеся у автосалона на расчётном счёте.

Иск к автосалону и банку, в котором мой клиент брал кредит на покупку автомобиля, был подан в рамках Закона «О защите прав потребителей». Моя позиция в суде основывалась на следующих доводах:

1.В части расторжения договора и возврата уплаченной денежной суммы

По договору купли-продажи автомобиля автосалон принял на себя обязательство передать Покупателю в собственность транспортное средство. Однако автосалон А. данное обязательство исполнил ненадлежащим образом. Вместе с автомобилем и другими документами на него моему доверителю не был передан оригинал Паспорт транспортного средства и сервисная книжка. Вместо этих документов выдана доверенность на право провоза (перегона) транспортного средства сроком на 1 месяц.

Согласно п. 4 Приказа МВД РФ «О порядке регистрации транспортных средств» № 1001 от 24.11.2008 г. собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 суток после приобретения.

В случае нарушения данной обязанности предусмотрена административная ответственность в ч. ст. 12.1. КоАП РФ: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Паспорт транспортного средства в оригинале мой доверитель получил через 11 дней после заключения договора купли-продажи автомобиля. Оригинал полученного ПТС по содержанию и оформлению сильно отличался от ранее выданной автосалоном копии ПТС.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при оплате товаров через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

В день заключения Договора моему клиенту, как потребителю, мне не была предоставлена достоверная информация о цене автомобиля и достоверных условиях его приобретения.

В договоре предусмотрено, что стоимость автомобиля составляет 770 000 (Семьсот семьдесят тысяч) рублей. При этом по условиям договора купли-продажи автомобиля 270 000 рублей М. должен отплатить при подписании договора, а оставшаяся сумма в размере 500 000 рублей за счет кредитных средств, предоставленных банком.

Согласно условиям кредитного договора, сумма предоставленного моему клиенту кредита составила 694 997 рублей, что на 194 997 рублей превышает сумму, названную в договоре купли-продажи автомобиля.

В момент же подписания договора купли-продажи автомобиля и кредитного договора сотрудники автосалона поясняли М., что 500 000 рублей включает в себя оплату страховой премии по страхованию жизни и здоровью. Однако, как выяснилось потом, сумма кредита включала в себя также и оплату страховой премии КАСКО.

В день подписания договора оригиналы документов, которые М. были подписаны с банком и со страховой компании, предоставлены не были.

При подписании договора купли-продажи автомобиля и документов по оформлению кредита сотрудники автосалона не дали М. возможности внимательно изучить договоры. Менеджер автосалона выдавала М. документы для подписи и ознакомления по одному листу. Как потом уже понял мой клиент, ему давали читать одни, а на подпись — совершенно иные документы.

2. В части возмещения расходов на авиабилеты.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Подписанные между М. и автосалоном договоры нельзя считать заключенными, поскольку не достигнуто соглашение по существенным условиям договоров.

Руководствуясь указанными нормами закона в иске просили суд взыскать с автосалона в качестве понесенных М. убытков расходы на авиабилеты.

Продажей автомобиля без передачи оригинала ПТС автосалон доставил моему клиенту массу неприятнойстей. Он не мог своевременно поставить автомобиль на учёт в органах ГИБДД, и соответственно, пользоваться автомобилем.

3. В части расторжения договоров кредита и залога с банком

В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Со стороны автосалона имеет место существенное нарушение условий договора купли-продажи автомобиля, выразившееся в непередачи в момент его заключения оригинала ПТС и передача данного документа только спустя 11 дней. Кроме того, в день подписания договора в нарушение ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» истцу не была предоставлена достоверная информация о цене реализуемого товара и достоверных условиях его приобретения.

Согласно ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставле-на возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных не-обоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок от-казаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Для приобретения автомобиля марки KIA RIO М. был подписан кредитный договор и договора залога транспортного средства с одним из московских банков. Поэтому помимо договора купли-продажи автомобиля должны подлежать расторжению кредитный договор и договор залога транспортного средства.

4. В части взыскания с автосалона неустойки

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

М. в адрес автосалона была отправлена письменная претензию с просьбой расторгнуть договор купли-продажи автомобиля, вернуть оплаченные им в кассу денежные средства в сумме 270 000 рублей.

Автосалон в добровольном порядке не выполнил требования по претензии моего доверителя. Соответственно, в связи с неисполнением автосалоном в установленный законом срок требований по претензии потребителя (покупателя) подлежит начислению неустойка на основании ч. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей».

В силу ч. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 данного Закона сроков, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

5. В части компенсации морального вреда в пользу истца.

Согласно ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесённых потребителем убытков.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учётом характера причинённых потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

С момента покупки автомобиля и по день предъявления иска в суд мой доверитель находился в неопределённом состоянии относительного своего автомобиля и совершенной им сделки по его приобретению. Размер причиненного М. морального вреда действиями автосалона А. мы оценили в суде в размере 100 000 рублей.

6. В части взыскания с автосалона штрафа.

Согласно ч. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.

***

Решением Советского районного суда г. Краснодара исковые требования М. были удовлетворены в полном объёме. С полным текстом данного решения можно ознакомиться на сайте

https://rospravosudie.com/court-sovetskij-rajonnyj-sud-g-krasnodara-krasnodarskij-kraj-s/act-470 062 397/